Онлайн сообщества / традиционные сообщества: знак равенства или противопоставление?

(Продолжение) Исследователи не сразу пришли к пониманию того, что новые, компьютерно-опосредованные отношения являются одной из форм привычных, традиционных сообществ (в настоящее время они понимаются именно таким образом).

По сути, возникшие дебаты продолжили дискуссию о природе сообщества и влиянии на него технологических изменений, начавшуюся в среде социальных ученых еще в 19 веке — только в качестве главной «трансформирующей силы» на этот раз выступил Интернет, а не индустриализация; урбанистическая миграция, которая обозначалась в качестве причины потери солидарности в обществе, сменилась на виртуальную. Привычное «офлайн» сообщество с сильными личными коммуникациями стало противопоставляться новому онлайн пространству с якобы характерными для него опосредованными и слабыми связями.

При этом многие дебаты по поводу новых форм сообщества в этот период, по сути, являлись антагонистическими, представляющими только «черную» и «белую» стороны: два лагеря исследователей-социологов имели противоположные точки зрения – оптимистичную и пессимистичную (или утопичную и дистопичную) – относительно влияния интернета на развитие сообществ.

  • «Оптимисты» отмечали практически безграничные возможности Интернета в объединении людей. Некоторыми участниками дискурса Интернет понимался как величайшее изобретение, даже не со времен Гутенберга, но со времен изобретения огня (Дж. Барлоу).
  • «Пессимисты» же отмечали, что создание сообществ в сети невозможно, поскольку Интернет-пространство никогда не сможет заменить «реальную жизнь»; более того, люди, увлекшись «виртуальной реальностью», могут потерять существующие, более традиционные, офлайновые связи.

Впервые понятие виртуального сообщества было представлено в одноименной работе Г. Рейнгольда в 1993 г., где было описано одно из первых сообществ, существующих в сети – TheWELL (Whole Earth ‘Lectronic Link). Вместе с исследованием Рейда, посвященного анализу основанной на игре площадки «Electropolis» (1995 г.), и Бейма, осуществившего анализ онлайн-группы фанатов мыльной оперы в сети Usenet (2000 г.), это исследование стало одним из первых, где говорилось о реальности существования сообществ в виртуальных средах.

 Исследования, отражающие как одну, так и другую точку зрения, стали активно появляться в 1990-е гг. В целом, в ходе этих исследований было показано, что члены онлайн сообществ, объединенные друг с другом интересом, работой или обучением, отображают те же самые виды характеристик сообщества, которые могут быть найдены в офлайн-сообществах, такие как, например, формирование общего языка, правил поведения и их соблюдения, социальной поддержки, создания общей разделяемой истории. В качестве примера можно привести определение Рейнгольда: «Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые возникают из сети, когда достаточное количество людей ведут общественные обсуждения достаточно долго, с достаточным человеческим чувством, для формирования сетей личных отношений в киберпространстве» [Rheingold, 1993].

Продолжение следует 

(с) Автор текста: Дарья Мальцева

qr483

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: