Основные ошибки при запуске деятельного сообщества

За последние несколько лет технологических площадок (социальных сред) для реализации совместной работы уже появилось столько, что среди них можно выбирать наиболее подходящую. Однако при попытках их использования бизнесом случаются провалы, в связи с чем важно поговорить об основных ошибках, с которыми сталкиваются организации на пути к своей «социальности».

Одно из самых великих заблуждений относительно деятельных сообществ состоит в том, что они работают самостоятельно – достаточно только собрать группу людей на определенной технологической площадке, и она начнет работу. Однако многочисленные примеры из практики показывают, что это не так —  сама по себе социальная среда — не панацея, и она не может сработать без наличия других факторов – наличия сообщества, а не просто агрегированной группы людей, четко заданной цели совместного взаимодействия, а также команды модераторов, управляющих общим ходом деятельности сообщества.

Самая частая и главная ошибка – это концентрация исключительно на технологической стороне вопроса, которая чаще всего кажется наиболее важной и сложной. Безусловно, одним из важнейших вопросов при организации совместной работы является вопрос доступности, удобства использования, когнитивной простоты социальной среды, однако даже самая совершенная с точки зрения предоставляемых возможностей площадка может оказаться безжизненной и недееспособной, если на ней не создано то самое деятельное сообщество.

Таким образом, в первую очередь стоит концентрироваться на достижении цели посредством нового коллективного поведения, которое технологии делают возможным. Технологии выступают лишь способствующим фактором, практически не имеющим никакой ценности самим по себе, ценность же заключается именно в организации совместной деятельности, ориентированной на цель. В подтверждение этого тезиса можно привести несколько примеров из практического опыта Исследовательской группы ЦИРКОН и компании Social Business Group.

Один из реализуемых в настоящее время проектов – разработка корпоративной профессиональной сети социологов “SocioLogos 2.0” (http://people.sociologos.ru) на основе среды IBM Connections и информационного сайта Социологос.ру. Среда IBM Connections интегрирует различные способы коммуникации, позволяющие участникам проводить совместную работы над проектами. Когда все технические вопросы были решены и пришло время организации работы на портале одной конкретной компании, ее сотрудники, которым было рекомендовано зарегистрироваться в сети, заполнили свои профайлы, однако создавать «общий контент» они не начали. Тогда пришло понимание, что работа должна осуществляться в рамках определенного проекта, т.е. должна строиться вокруг решения определенной задачи. В связи с этим был выбран конкретный проект и было предложено всю работу по нему проводить в сети. Однако сотрудникам, сидящим в офисе рядом друг с другом, гораздо легче было обсудить какой-то вопрос «оффлайн», чем писать свои комментарии в группе. Ведение коммуникации и совместная работа над проектом традиционным способам представлялась гораздо более эффективной, тогда как работа в сети требовала лишних временных затрат, неприменимых в условиях проектной работы. Кроме того, выбранный проект был частью регулярно осуществляемого проекта, с четким функциональным и структурным распределением, в связи с чем собственно работа по «генерации нового знания» и не требовалась.

Другой пример – попытка создания группы (в перспективе — деятельного сообщества) «Собрание экопоселений» на портале «Будущая Россия. Первый социально-инженерный парк» (http://www.park.futurerussia.ru). В группе проводятся обсуждения различных проблем проектирования, создания и развития экопоселений — особых населенческих и общественных образований с особыми целями и характеристиками. Группа призвана стать базой для формирования «деятельного сообщества» — объединения социально активных и заинтересованных граждан, чья деятельность так или иначе связана с созданием и развитием экопоселений в России. Первым этапом в формировании деятельного сообщества было приглашение участников в группу т.н. «холодным способом» (т.е. приглашение незнакомых людей). В связи с особой коммуникативной культурой данной социальной группы (как правило, настороженное отношение к коммуникациям «извне»), технологическими особенностями при использовании компьютера и интернета (невысокая скорость, нечеткость сигнала), особенностями деятельности в определенные периоды года (лето – время не для работы за компьютером) отклик был невысоким, а если и был, то не обязательно гарантировал активную работу (многие участники ограничились регистрацией).Однако после нескольких мероприятий, встречи участников группы «оффлайн» и знакомства, а также осознания ими необходимости разработки общего проекта, работа в группе началась на других основаниях, и есть вероятность, что она будет более удачной.

С точки зрения достижения поставленных целей оба проекта нельзя назвать в полной мере состоявшимися — проект, который предполагалось провести в сообществе социологов, был проведен традиционным способом, а исследовательская процедура, которая должна была проводиться в группе среди жителей экопоселений, в итоге не состоялась.

Однако наличие такого негативного опыта позволяет сделать некоторые выводы относительно организации работы в рамках деятельных сообществ:

  • Работа на социальных площадках должна строиться вокруг определенного проекта, т.е. решения четко поставленной задачи;
  • Стоит учитывать, что не все задачи одинаково хорошо подходят для массовой совместной работы – некоторые проекты правильнее решать традиционным способом, тогда как проекты для деятельных сообществ должны требовать генерации нового знания;
  • Участники деятельного сообщества должны быть отделены друг от друга в пространстве – если они регулярно видятся друг с другом, гораздо легче провести обсуждение в «оффлайн»-формате;
  • Организация «оффлайн»-встреч для знакомства участников сообщества способствует повышению уровня доверия и скрепляет коллектив в целом;
  • При создании деятельного сообщества стоит учитывать такие признаки как коммуникационная культура, структура деятельности, практики применения технических средств представителями целевой группы;
  • Для продуктивной работы деятельного сообщества нужен менеджмент. В группе должен обязательно присутствовать модератор, фасилитатор. Однако вмешательство и чрезмерный контроль со стороны организаторов также не способствует удаче в коллективной работе.

В целом же решение задачи должно выигрывать в ходе реализации проекта в рамках деятельного сообщества, т.е. цель должна достигаться быстрее и эффективнее. Если же этого не происходит, то есть смысл задуматься о правомерности применения такого способа профессионального взаимодействия.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: