Как стали возможны деятельные сообщества: новая модель профессиональной деятельности

Возникновение новых технических возможностей передачи информации и коммуникации в обществе привело к изменениям не только в области социальной коммуникации людей, но и на уровне взаимоотношений бизнеса — как с другими компаниями, так и со своими сотрудниками. Вместе с тем, изменился и характер профессиональной деятельности людей. Во-первых, люди стали менее зависимы от бизнеса в технологическом плане (ввиду собственной технической оснащенности), во-вторых, у них появилась возможность удаленной работы и, таким образом, участия в нескольких проектах одновременно (фриланс), в-третьих, все большее количество людей оказывается постоянно включено в мобильные электронные коммуникации (живут в режиме «всегда на связи»).

Итак, социальные ученые говорят о смене типа экономики — поскольку информация в ней циркулирует в сетях между компаниями, внутри компаний, межперсональных связей и компьютерных сетях, она сама также становится сетевой, что влечет появление сетевых предприятий — не производящих продукцию самостоятельно, но привлекающих обширную сеть подрядчиков. По словам социолога М.Кастельса,  фактической оперативной единицей становится скорее деловой проект, осуществляемый сетью, чем индивидуальная компания или формальная группа компаний. В связи с этим компании все чаще используют труд фрилансеров и не привязываются к определенным работникам.

Контент и данные компаний становятся все более открытыми и широко распространяются. Возрастающая открытость и портативность делают данные компаний более доступными как для работников компаний, так и для внешних потребителей (покупателей), поэтому они активно включаются во внутренние процессы производства — потребители присоединяются к брендам через каналы социальных медиа (brand-вовлеченность) и различные краудсорсинговые проекты, в ходе которых начинают участвовать в «бизнесе своих любимых брендов».

В связи с этим происходят изменения в сфере профессиональной деятельности человека — работа людей все чаще не связана с одной компанией (многие люди работают в разных компаниях и разных проектах) и часто не локализуется в одной точке пространства, не привязывается к месту, в том числе к городу или стране. Основная заслуга в этом принадлежит развитию технологий — мобильных устройств и интернета, позволяющих подключиться к рабочему места из любой точки мира, где есть связь. При современном развитии технологий работники оказываются в состоянии даже в каком-то роде конкурировать с компаниями — персональные технические устройства (компьютеры, средства коммуникации) предоставляют им почти такие же производственные возможности, какие имеют компании, а «облачные вычисления» и облачные сервисы позволяют отдельным производителям использовать свободные производственные мощности в любой точке мира.

Переход к производству, базирующемуся на информации, характерному для информационного типа общества, сделал понятие «рабочего времени» более сложным, изменив баланс «работа/личная жизнь». В информационном обществе на первый план выходит деятельность по производству информации, и работники этой сферы в принципе не могут работать «от звонка до звонка» — они не «отключают мозг», когда выходят за пределы офиса, и не остаются на 100% сконцентрированными на задаче в течение всего дня. Интернет, мобильные коммуникации, социальные сети делают человека более открытым и доступным другим людям (в т.ч. сотрудникам и руководителям компаний и проектов), поэтому люди все чаще и все больше живут в состоянии «всегда на связи». Таким образом, меняются связи между бизнесом и работниками:

  1. Бизнес более не контролирует технологические мощности — напротив, индивиды могут предоставить эти мощности бизнесу.
  2. Бизнес более не контролирует работников — напротив, работники все чаще могут создавать свой бизнес.
  3. Бизнес более не контролирует потребителей — напротив, потребители все чаще участвуют в производстве и управляют бизнесом.

Люди стали менее зависимы от бизнеса в технологическом плане (ввиду собственной технической оснащенности), у них появилась возможность удаленной работы и, таким образом, участия в нескольких проектах одновременно (фриланс), все больше людей постоянно включены в мобильные электронные коммуникации (живут в режиме «всегда на связи»). Эти тенденции порождают новую философию бизнеса, где на смену барьерам и ограничениям приходит открытость и доступность, вертикальная иерархия сменяется на горизонтальные сети, а сама организация становится «сообществом», зачастую выходящим за рамки только сотрудников компании. Такая концепция бизнеса получила название «Бизнес как общество» (Business As Society) и выражается в понятии «социальной организации» (см., например, работу Anthony J. Bradley and Mark P. McDonald. The Social Organization. How to Use Social Media to Tap the Collective Genius of Your Customers and Employees. Harvard Business Review Press, 2011).

Социальная организация — это организация, использующая социальные медиа-платформы (социальные среды) для организации продуктивной коллективной работы (коллаборации) в рамках сообществ, состоящих из сотрудников, коллег, партнеров и потребителей, нацеленная на достижение важных бизнес-целей. Важно, что создание итогового продукта достигается именно в процессе совместной деятельности, которая, в свою очередь, зиждется на наличии «трех китов» — виртуальной социальной среды (технической площадки), сообщества людей (т.е. деятельного сообщества) и объединяющей их цели.

Untitled-1-01

Как результат социальная организация может быть более гибкой, более эффективной, развивать совершенно новые методы работы, достижимые только за счет мобилизации коллективных талантов, энергии, идей и усилий сообщества. Социальная организация возникает только при наличии повторяющейся массовой коллаборации, поэтому пока о в полной мере существующих «социальных организациях» нужно говорить с осторожностью, однако есть основания утверждать, что организация корпоративных социальных сетей, краудсорсинговых проектов и коллективной работы в рамках деятельных сообществ обладает большим потенциалом в рамках профессиональной деятельности.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: