Деятельные сообщества — что это такое?

Стремительное развитие IT-технологий — главным образом, появление мощных персональных компьютеров и распространение интернета — и глубокие социальные изменения, произошедшие за последние несколько десятилетий, дали начало совершенно новым социальным практикам — таким, которых в мире «оффлайн» не могло существовать и в помине.  В частности, речь идет о возможности организации коллективной работы тысяч людей, расположенных удаленно друг от друга — именно по этому основанию можно объединить феномены,  которые становятся все более популярными в различных сферах жизни общества, такие как «социальная организация» (“social organization”), «Предприятие 2.0» (“Enterprise 2.0”), «деятельные сообщества» (“communities of practice”), различные крауд-проекты (краудсорсинг, краудфандинг). В дальнейшем мы подробно остановимся на каждом из этих понятий, а пока, поскольку понятие деятельного сообщества является ключевым для понимания нашей деятельности, постараемся дать определение этому виду социального взаимодействия.

Деятельное сообщество (английское «community of practice») означает человеческое сообщество, складывающееся вокруг практического решения какой-либо коллективной задачи или проблемы, взаимодействие между членами которого основано на принципе массового сотрудничества. Важно, что работа в рамках деятельных сообществ возможна при наличии трех оснований — виртуальной социальной среды (технической площадки), сообщества людей и объединяющей их цели. 

esol

Стоит отметить, что понятие «деятельного сообщества» прошло свое развитие. Содержательное наполнение термина, появившегося еще в 1991 году, со временем существенно изменилось — вначале этим термином обозначали сетевой (но по сути традиционный) «клуб по интересам», где люди объединены в сообщество на основе всеми разделяемого единого интереса (хобби, увлечения, особого вида деятельности). Однако с течением времени специалисты пришли к совершенно иному пониманию деятельности такого рода сообществ — для нее необходима проблематизация, четкая постановка целей и управление процессом работы.

Конечно, самоорганизация людей в рамках совместной работы существовала всегда – в частности, до появления и развития виртуальных социальных сетей такими «деятельными сообществами» являлись клубы (и некоторые из них действительно были «виртуальными», поскольку коммуникация между участниками осуществлялась только по переписке и всем составом они никогда не собирались — например, клуб «Незримая коллегия» в Англии 17 века). Однако новые социальные технологии помогли существенно уменьшить издержки на такого рода деятельность, предоставив набор технологий для массовой совместной работы, значительно облегчающих профессиональное сотрудничество – причем не только коммуникацию, но и коллаборацию, совместную деятельность. Эти технологии включают в себя средства группового общения, создания контента, документов и организационные инструменты, которые делают возможным совместную работу для больших групп людей (вики, блоги, микроблоги, социальные сети, социальные закладки, пометки и облака тегов, социальная обратная связь, дискуссионные форумы, движки по развитию идей, виртуальные миры). Многие из этих инструментов существуют уже довольно долго, но только объединенные в социальных средах, они предоставляют возможности сотрудничества в гораздо большем масштабе.

Постановка профессиональной коммуникации на современную IT-платформу кардинально облегчает формирование сообщества, меняет его свойства и характер внутренних отношений, а также существенно повышает эффективность. Поэтому можно утверждать, что деятельные сообщества нынешнего времени – это прежде всего онлайн-сообщества.

Деятельные сообщества могут организовываться как  внутри организации (корпоративные социальные сети компаний на различных площадках — IBM Connections, Bitrix, Jive), так и извне, из людей, пришедших по своей воле и предоставляющих свои знания, опыт, идеи и время (примерами могут служить площадки «Профессионалы.ру», «Будущая Россия. Первый социально-инженерный парк», «SocioLogos 2.0»). Каждый из видов деятельных сообществ имеет свои особенности, на которых мы остановимся в дальнейшем.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: